В эпоху глобализации многих мучает вопрос, как же выучить английский язык взрослому. И даже самых прилежных часто одолевают сомнения в целесообразности дальнейших усилий, ведь благодатный детский возраст, когда лучше всего учить английский язык, прошел, и некоторые даже подозревают у себя неспособность к изучению второго языка. К счастью, вышесказанное не более, чем миф, главная причина живучести которого в том, что он не ложь, а полуправда. Тезис о том, что детские способности к языкам лучше, чем у взрослых, несет в себе зерно истины, но современные данные лингвистических исследований все больше укрепляют противоположную точку зрения.
Причины возникновения мифа: почему мы считаем, что детям легче выучить английский язык, чем взрослым.
1. Мы терпимее относимся к языковым ошибкам детей. Носители языка терпимее относятся к детским ошибкам, чем к речевым ляпам взрослых. Дети тоже делают фактические и грамматические ошибки, но чаще всего их поправляют только в первом случае. Взрослые, напротив, реже ошибаются в фактах, но зато сильнее подмечают за себе подобными грамматические и стилистические шероховатости.
2. Спрос с детей меньше, чем с взрослых, когда речь идет об иностранном языке.
Вторая причина также имеет психологический и социокультурный характер. Наверное, каждый изумлялся тому, как легко и естественно дети эмигрантов включаются в игры местных детишек. Но, возможно, не каждый задумывался над тем, насколько сильно отличается эта речевая ситуация от того, с чем приходится сталкиваться взрослым в их повседневных разговорах. По этой самой причине многие ошибочно принимают легкость, с которой маленькие дети приспосабливаются к новой языковой среде, за повышенные способности к изучению иностранного языка. Однако требования к детям намного ниже, чем к взрослым! Во время игры с куклами дети говорят почти исключительно об этих игрушках и упоминают предметы, которые можно тут же увидеть и потрогать.
Важно и то, что ребенок может молча наблюдать за игрой остальных или молча в ней участвовать, не вызывая негативной реакции. А теперь вспомните о вышеупомянутом визите иностранки к работнику иммиграционной службы. Разве она может промолчать или перестать говорить об абстрактных понятиях? Взрослые находятся под большим давлением во время диалога, чем дети. Недаром возник миф, что лучше всего учить иностранный язык в детском возрасте, и «неспособные к языкам» взрослые завидуют маленьким гениям! Как показывают новейшие исследования, отчаиваться не стоит. Правда в том, что единственный навык, в котором детям нет равных, — это произношение. В то же время подростки и взрослые, уже овладевшие родным языком и опирающиеся на эти знания, демонстрируют отличные способности к изучению второго языка. Ученые также установили, что пики роста способностей к изучению иностранного языка не ограничиваются лишь детским и подростковым возрастами, но и приходятся на зрелую пору жизни между 36 и 43 годами и даже около 60 лет.
Как выучить с ребенком английский?
Обучение английскому языку сейчас начинается чуть ли не с пеленок. Это и не удивительно, ведь этот язык пригодится не только для школьной программы, но и для карьерного роста большинства людей во взрослой жизни. Говорят, чем раньше начать обучение, тем лучше. Вот только не многие родители знают, с чего начать. Для эффективного обучения есть несколько проверенных идей. Самый эффективный способ обучения английскому – погружение в языковую среду. Но как быть, если таковой нет? Отличный выход – создать самим. Это будет совсем несложно, если хотя бы у одного из родителей есть минимальный навык разговорного английского. Малыш будет воспринимать новый язык как свой второй родной, если с первых лет жизни хотя бы 20 минут в день мама или папа будут общаться с ним на английском.
Можно ввести правило: каждый вечер вся семья перед сном – англичане. А это значит, что в это время все по–английский: мультики, секреты, книги, разговоры. Но как быть, если родители изучали в школе или ином заведении другой иностранный язык? Если родители не могут ни слова произнести на языке Шекспира, их основной задачей станет привить ребенку интерес ко всему английскому. Потом он в будущем с радостью приступит к занятиям. Нужно как можно больше рассказывать ребенку об Англии и США, читать малышу сказки писателей из этих стран, можно декорировать детскую комнату в английском стиле, совершить поездку с ребенком в одну из англоязычных стран на отдых. Можно устроить празднование английских праздников и соблюдать в семье английские традиции.
Занятия в игровой форме существуют в специализированных детских садиках. В таких садиках малыши начинают учить английский с трех лет. В подобных заведениях с детьми работают профессионалы, не только хорошо знающие язык, но и умеющие его преподнести ребенку в игровой форме, даже самому маленькому. В эту методику включены различные конкурсы, игры, песни, праздники, танцы. В кругу друзей ребенок легче и веселее проходит обучение, а полученные знания становятся отличной базой для школьного обучения. Здесь есть один нюанс. Такие садики есть не во всех городах, а попасть в них довольно сложно, да и стоят они нереально дорого. Более доступная альтернатива – детские языковые клубы. Занимаются в них малыши по той же системе, а занятия проходят всего лишь 2 – 3 раза в неделю.
Уроки с репетитором — еще один способ обучения английскому самых маленьких. Этот способ подойдет в первую очередь, замкнутым детям или тем, кто в силу причин не может посещать общие занятия со сверстниками. Уроки с репетитором тоже проходят в игровой и разговорной форме, а первое время – даже без домашних заданий. Здесь важным фактором в эффективности обучения становятся отношения, которые сложатся между репетитором и его учеником. При выборе репетитора следует обращать внимание не только на квалификацию педагога, но и на умение его подружиться с малышом и стать своим. Именно поэтому, многие родители, размышляя над кандидатурой педагога, делают свой выбор в пользу учениц старших классов или студенток первых курсов высших учебных заведений. Их услуги стоят недорого, а они общаются с малышами почти на одном языке, и к тому же очень часто соглашаются совмещать функции учительницы и няни за небольшую доплату или без нее. В этом тоже есть очевидные плюсы.
Как правильно обучать детей английскому? Английский — язык будущего. В наше время заботиться о будущем наших детей начинаем чуть ли не с первого дня их жизни. В какой садик он пойдёт? Что выбрать: школу или гимназию? В класс с каким уклоном отдавать малыша? Практически в каждой семье школьник слышит поучения «Учи иностранный. Он тебе в жизни пригодится», «Без английского никуда». И это правда. Эволюция не стоит на месте. И если раньше мы могли изучать иностранный язык только в школе и университете, то сейчас у наших детей возможностей огромное количество. В наше время одним из главных критериев хорошей жизни является хорошее знание английского и других иностранных языков. Это и залог успешного поступления в высшее учебное заведение, и большой плюс при поиске работы во всём мире, а может и обретения второй половинки.